Археологические раскопки свидетельствуют о том, что еще в I веке до н.э. жители современной территории России устраивали под колесные и вьючные пути дороги из жердевых настилов. Такие объекты были найдены вблизи Нижнего Тагила на Урале, возле Калининграда и Нарвы на побережье Балтики. Тем не менее в Домонгольской Руси главными путями сообщения служили реки и переволоки между ними, а дороги приобрели главенствующее значение уже в период татаро-монгольского ига. Для того, чтобы поддерживать власть и своевременно собирать дань, степнякам-завоевателям, конницей наезжавшим на Русь, требовалась соответствующая инфраструктура. Впрочем, в дорожном строительстве были заинтересованы и русские князья.

Так, основатель Московского государства князь Даниил Александрович, правивший с 1261 по 1303 год, разделил удел на станы, волости и погосты – центры своей власти на местах - и постарался связать их с Москвой и между собой сетью дорог. Особо важное государственное значение среди них приобрела Большая Ордынская дорога, ведущая через Тулу к Дону, а оттуда – в столицу Золотой Орды, город Сарай на реке Ахтубе.

Представление о способе устройства дорог того времени дают изученные археологами валы близлежащего города Перемышля на Моне XII–XIII столетий. Эти насыпи послойно укреплялись рядами местного известкового бута, который клали на дрова и поджигали, сверху нанося очередной слой глины. Повторяя закалку глины и камня обжигом много-много раз, мастера достигали завидной прочности земляных сооружений. Позже дороги мостили булыжником.

Сохранившаяся в окрестностях Молодцев Большая Ордынская дорога – редкий по сохранности памятник истории древнерусской техники дорожного строительства.

Первые «ямы» или станции на дорогах появились при князе Иване III – великом князе Московском и всея Руси, тогда же дороги стали государственной собственностью. К XV веку в сеть грунтовых дорог входила Северная дорога – Москва – порт Михаила Архангела. Скорость передвижения по ней составляла 200 км в сутки благодаря езде на «перекладных». Также использовалась известная еще по летописи 1395 года Великая Владимирская дорога – Москва – Владимир, путь от Москвы на запад через Волок Дамский на Смоленск. Участок этой дороги, доходивший до Сретенских ворот Москвы, – это современное шоссе Энтузиастов, расположенное между площадью Рогожская застава и МКАДом.



Позже управление дорожной сетью было возложено на ямской приказ – орган, который в XVI - начале XVIII века отвечал за «ямскую гоньбу» - регулярные почтовые и транзитные перевозки. Ямщики были «государственными служащими». Вступая в должность, они давали подписку на всю жизнь: «жить на яму с женами и с детьми и со всеми животы, и с яму не сбегать, никаким воровством не воровать, в зернию не играть, ни корчмы не держать, ни татиной, ни разбойной ухлядью не промышлять, ни татям, ни разбойникам и всяким лихим людям проезд не давать». В «Соборном уложении» 1649 года царя Алексея Михайловича была специальная глава «о мытах, о перевозках и о мостах», в которой излагались правила содержания ямских дорог.

В 1700 году Указом Петра I было учреждено постоянное конно-почтовое сообщение между Воронежем и Москвой по маршруту Воронеж – Хлевное – Задонск – Елец – Ефремов – Тула – Серпухов – Москва. Но чтобы организовать «почтовую гоньбу», необходимо было обустроить маршрут. В 1701 году вышел второй указ, обязывающий на всем протяжении от Москвы до Воронежа произвести работы по расчистке дорожной полосы, сооружению первичного земляного полотна, строительству мостов и переправ, обустройству ямов и постоялых дворов. Не все намеченное было исполнено, так как в скором времени приобретенные в итоге военного конфликта порты Азов и Таганрог пришлось вернуть Турции. В ходе военного конфликта России с османской империей за владение Азовом на рубеже XVII–XVIII веков местом строительства первых боевых кораблей Российского флота суждено было стать именно Воронежу, а одной из стратегически важных дорог - заурядному Воронежскому тракту.

Однако начало было положено: организация «постоянной почтовой гоньбы» превращала дорогу в маршрут общегосударственного значения, создавая возможности для проезда за плату на почтовом дилижансе.

Современный этап мировой истории дорожного строительства берет начало в конце XVIII – начале XIX века, когда на дорогах Европы появились первые транспортные средства с паровой тягой, которые, впрочем, не получили должного развития. Но зато создание в 1882 году немецким изобретателем Карлом Бенцем двигателя внутреннего сгорания и установка его на трехколесной повозке привели к началу серийного изготовления автомобилей. Первое в истории производство наладил в 1887 году еще один немецкий инженер Готлиб Даймлер. Использование автомобилей выдвинуло новые требования к дорожному покрытию. Еще в XIX веке на городских улицах пытались внедрить новый тип беспыльного покрытия из трамбованного асфальта – разогретого в котлах щебня из природных известняков или песчаников, пропитанных битумом, который уплотнялся на каменном основании. В дальнейшем дорожное покрытие стало развиваться за счет использования вяжущих материалов, наиболее удачным из которых стал асфальтобетон.

Сегодня дороги есть везде или почти везде, но дорожное строительство не стоит на месте, но все острее встает вопрос о выводе крупных магистралей за пределы городов, снижении скоростей, уровня негативного воздействия на экологию, о повышении безопасности дорожного движения. В России идет работа по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Регулярно Главгосэкспертиза России рассматривает проектную документацию на реконструкцию, капремонт дорог, устройство освещения, акустических экранов, безопасных развязок и пешеходных переходов и, конечно, на строительство новых дорог, которые разгружают действующие трассы, улучшают логистику, создают новые маршруты и точки притяжения.



После открытия моста через Керченский пролив значительно возросла нагрузка на федеральную автомобильную дорогу А-289 - одно из основных транспортных направлений Краснодарского края. В связи с этим было принято решение построить новое направление трассы. Проектом, одобренным Главгосэкспертизой России, предусмотрено строительство первого участка, который обеспечит скоростной проезд от Краснодара до хутора Белый, благодаря чему путь до Крымского моста сократится до двух часов.

Также в 2020 году Главгосэкспертиза России одобрила все этапы строительства обхода Тольятти. Дорога строится в рамках Национального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», а также входит в федеральный проект «Европа – Западный Китай» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Новая трасса позволит разгрузить дорогу М-5 «Урал», плотину Жигулевской ГЭС, которая сейчас вынуждено выполняет функции моста, и сократит время пути между Москвой и Самарой с 16 до 8 часов при условии ввода в эксплуатацию скоростной трассы «Москва – Нижний Новгород – Казань».


Были одобрены скорректированный проект строительства Северного обхода Ростова-на-Дону и проект строительства северо-западного участка объездной дороги на территории Городищенского района Волгоградской области. В Подмосковье активно растет ЦКАД – положительное заключение выдано по пятому пусковому комплексу Центральной кольцевой автомагистрали А-113. Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге подключают к Широтной магистрали скоростного движения, - Главгосэкспертиза рассмотрела проектно-сметную документацию на строительство участка подключения внутригородской платной автомобильной дороги и трассы, которая пройдет в обход центральных районов северной столицы.

В ближайшие пять лет планируется построить два главных высокоскоростных маршрута России - от Петербурга до Черного моря и от Москвы до Кузбасса. На юге предусмотрены реконструкция трассы М-4 «Дон» и программа по «расшивке» узких мест, что позволит добираться из Санкт-Петербурга до Черного моря уже в 2023 году со скоростью 110 км в час. На севере будет построен обход Твери на трассе М-11 «Нева», на востоке - скоростная автодорога М-12 Москва – Казань. К 2035 году «Автодор» рассчитывает довести до первой категории весь автодорожный маршрут на восток вплоть до Кузбасса.



Все крупные дорожные стройки попали в перечень инфраструктурных проектов, разрешительную документацию на которые будут согласовывать по упрощенной схеме.

Источник: Главгосэкспертиза России


Последние новости

От первого лица

От первого лица

Будь в курсе

Подпишись на новости

Видео

В

В

Е

Р

Х